Российская Газета

О детях для взрослых

Благодаря "Ералашу" все знают меня как веселого, жизнерадостного и смешного человека. А ведь на самом деле я совсем не такой. Сейчас, в 60 лет, мне захотелось снять серьезное полнометражное кино. О ком? Конечно о детях, вот только не для них, а для взрослых. Так и появилась "Крыша", премьера которой прошла на днях в Петербурге.

В центре событий оказывается история трех девочек-подростков. Их родители заняты решением своих проблем и почти не замечают того, что происходит с детьми. Фильм о том, как взрослые бывают невнимательны к тем, кому дали жизнь. Мама одной героини - карьеристка, рвущаяся к власти любой ценой. Другая готова оставить семью ради романа с родным братом собственного мужа. Третья с утра до ночи зарабатывает деньги и почти не видит свою дочку.

Такие истории в жизни случаются сплошь и рядом, а дети в них становятся разменной монетой. Из-за непонимания взрослых девочки и оказываются на краю крыши. Первоначальный вариант сценария был основан на реальных событиях. Три девочки переругались из-за мальчика и вместе прыгнули с крыши. Немного подумав, я его переработал. Мы сделали развязку иной. Девочки остались в живых.

Фильм оказался предельно реалистичным. Диск с картиной я, кстати, давал друзьям задолго до премьеры. Один из первых зрителей прямо так и сказал: "После просмотра твоей картины хочется сразу позвонить и узнать, где мой ребенок". Другая знакомая абсолютно искренне спросила: "Ты зачем про нас всю правду рассказал?" Нашлись и те, кто извинялся перед собственными детьми. Особенно интересно было наблюдать за тем, как "Крышу" смотрит молодежь. Люди лет 18-20 сразу вспоминают обиды на родителей, а потом в какой-то момент говорят: "Вот выйду замуж (женюсь), не буду так делать, буду смотреть за ребенком и любить его".

Думаю, моя первая работа в полнометражном кино оказалась удачной. Да, в фильме никто не поет и не путешествует на космических кораблях, но все мы существуем в этой, реальной жизни и влюбляемся не в космических героев, а в обычных людей. И очень важно сохранить эту любовь так, чтобы в ней росли дети. Только в добре и тепле человек может развиваться нормально.

Достучаться до сердец, кстати, можно разными способами. Детскую тему в современном российском кино эксплуатируют многие. Валерия Гай Германика, например. Фильм "Все умрут, а я останусь" пересматривал несколько раз перед началом съемок.

Мой подход оказался принципиально иным. Если следовать ее логике, то после просмотра все должны повеситься или коллективно прыгнуть с крыши. Финал там черный и безысходный, но жизнь-то не черно-белая! Она цветная! Я не могу сказать, что снял веселенькое кинцо. Вся разница в финале. Там он черный и безысходный, а я вижу свет в конце тоннеля. Поэтому девочки и не прыгают с крыши. Эти молодые ростки все равно пробьют любой асфальт, я верю в то, что они будут жить и у них все будет нормально.

Борис Грачевский: Я ужасно ленивый трудоголик

Мальчишки и девчонки, а также их родители..." - звучит известная всем песенка. "Мам, мам, - хнычет "троечник" Вася, уже три часа просидевший у телевизора, - ну я только "Ералаш" еще посмотрю и - за уроки". Родительница соглашается: "Ералаш" - это святое", и усаживается рядом с сыном перед телевизором. Через несколько минут к ним присоединяется глава семейства, якобы их хохот мешает ему сосредоточиться на чтении газет, и трехлетняя дочка - просто так, за компанию. Она, как и все члены семейства, полчаса отчаянно смеется, будто и вправду что понимает.
-
Да все они, малыши, понимают, - утверждает "папа" знаменитого тележурнала "Ералаш" Борис Грачевский. - Правда, когда-то была поставлена задача: делать журнал для детей примерно 10-летнего возраста, а потом на такой "расклад" плюнули - ведь чувству юмора все возрасты покорны.
Так начался наш разговор с юбиляром - Борисом Грачевским, которому 18 марта исполнилось 55 лет. Почти тридцать из них отданы "Ералашу" - он его мотор, его сердце. Официально - директор и художественный руководитель. А если учесть, что смех продлевает жизнь, то зрители киножурнала, и те, кто его творит, будут жить долго.
-
Чувство юмора вам привил отец?
- Была у него замечательная профессия - культработник, проще - массовик-затейник в доме отдыха. Веселил людей, и все его обожали. Когда в школе задали "дежурное" сочинение на тему "Кем бы хотел стать?", я написал: хочу быть таким, как отец.
-
А как вы в "Ералаше" очутились - это получилось само собой?
- В жизни ничего просто так не бывает. Алла Сурикова предложила сделать "сыновний" киножурнал для детей - "Фитилек". Мы с Александром Хмеликом, моим учителем и по творчеству, и по жизни, начали с "нуля". Поначалу в затею никто не верил, косо поглядывали: ерундой занимаемся. Но мы сразу же отмели проектное название и решили (с подсказки дочери Александра) назвать детский киножурнал "Ералашем" - в смысле кутерьмы, неразберихи, этакого винегрета с салатом. Название понравилось всем, кроме руководителя тогдашнего Госкино СССР Филиппа Ермаша - уж больно здорово рифмовалось: Ермаш - ералаш.
Несколько лет назад у нас произошел еще казус, но с уже новым чиновником: он не принял один сюжет. Глядя его, утирал слезы от смеха, говорил при этом: не пойдет. А сколько раз я видел обалдевшие глаза разных ученых-педагогов: как это мы за несколько минут эфира можем решать проблемы их диссертаций! Например, в класс входит Александр Сергеевич Пушкин (артист Максим Галкин) и произносит свое знаменитое: "Мороз и солнце - день чудесный!" Ученики в шоке: ну сколько можно? - и в 3-м, и в 6-м, и в 7-м классах это проходили! А Пушкин им в ответ: ничего, ничего, скажите спасибо, что Николай Васильевич Гоголь сжег вторую часть "Мертвых душ"...
- Вы, говорят, высшее образование получили чуть ли не одновременно с сыном.
- Первые мои "университеты" -механический техникум. Но мечтал работать в кино, готов был стать на киностудии кем угодно: грузил реквизит, декорации, перетаскивал мебель, носил сульфит в лабораторию. Но поступил во ВГИК. Тогда я уже работал в "Ералаше" и посещать лекции было некогда - "вечным" студентом оказался. Но когда сын Максим перешел на второй курс этого же вуза, вдруг спохватился: "Ну и разгильдяй же ты, Боря". Когда увидел свою зачетку образца 1969 года, у меня была истерика. Кстати, мой диплом так и лежит до сих пор во ВГИКе.
- Говорите: люблю все доводить до конца...
- Тут промашка вышла. Стараюсь все делать искренно, с сердцем. А то, что не умею, и не берусь. У меня, например, дедушка все делал сам по дому: надо сшить шубу - сошьет, починить калитку - пожалуйста, даже умудрялся класть асфальт. Но все это было вкривь и вкось. Я так не хочу.
- Как детей своих воспитывали?
- Жена шутит: все хорошее - от нее, нехорошее - от меня. Но я никогда не говорил сыну и дочери: "Поголодали бы вы, как я, поели бы в детстве хлебушка черствого". Я жил и работал для того, чтобы детям дать то, чего мне не хватало в детстве. Мы с родителями долгое время ютились в комнатушке под лестницей, а мои ребята выросли в прекрасной квартире. Я только в 30 лет сел в ржавенький "Запорожец", а они с 17 лет на "крутых" автомобилях. Иногда я ловлю себя на мысли: предъявляю к ним точно такие же претензии, как некогда мой отец ко мне: не звонят по нескольку дней, видимся лишь по праздникам... Но вот когда у нас снималась программа "Пока все дома", Максим и Ксеня стали говорить, как они благодарны за свое детство. Я был потрясен- ушли на фиг все мои обиды.
- Тост на своем юбилее произнесли?
- Терпеть не могу жанр тостов: он мне не дается. Кроме того, я не пью. Себе же я изо дня в день желаю, чтобы не кончились "батарейки".
- Не лукавьте, Борис Юрьевич, в ваших "Идиотизмах" много юношеского задора.
- Люблю сочинять фразы типа: "С девушками надо знакомиться на пляже, это единственное место, где встречаешь и провожаешь по одежке".
- Читаете тоже смешную литературу?
- Увлекаюсь серьезной, философской литературой. Очень нравится Павич - роюсь в нем, когда-то обожал Маркеса, просто любовался тем, как у писателя мозги заточены. Преклоняю голову перед Джоан Роулинг: эта мадам заставила наших детей по-настоящему читать, пусть и фантазии, про Гарри Поттера.
- "Ералаш" - это настоящее кино, но... маленькое. Не хотели бы снять полнометражный фильм?
- Хочу сделать грустное кино про любовь. Иногда позволяю себе погрустить. Я просто нормальный человек.