Mignews.com

Главный "путаник" Борис Грачевский

Борис Грачевский в представлении особо не нуждается: и так все знают, что он - "папа" всенародно любимого детского юмористического киножурнала "Ералаш", вот уже более 30 лет выходящего на экраны. Недавно он добрался и до Израиля. Гастроли были замечательные! И дорогого стоили, потому что на встречу с "Ералашем" пришли "сабрята" - уже израильские дети, которые и по-русски говорят плохо, и "русское" телевидение не смотрят, но веселые истории от Грачевского, несмотря ни на что, понимают и любят. Значит, жизнь в искусстве прожита не зря. Тут, скажем, мнение народа совпало с мнением власти: Борис Юрьевич является действительным членом Российской академии кинематографических искусств, удостоен почетного звания "Заслуженный деятель искусств Российской Федерации", награжден Государственной премией и премией президента Российской Федерации в области литературы и искусства за талантливые произведения для детей. Кроме того, он - обладатель приза "Золотой Овен" и двукратный обладатель "Золотого Остапа".

- Борис Юрьевич, чем для вас является "Ералаш"?
- Это - моя жизнь, смысл моей жизни и результат моей жизни. Это, как ни странно, главное дитя.

- Которое вам так же дорого, как и ваши родные дети?
- Да, абсолютно одинаково. И даже вплоть до того, что. когда родное дитя стало плохо работать в "Ералаше", я его уволил.

- Как говорят у нас в Израиле, "ад кедэй ках" - до такой степени?
- Я просто так отношусь к делу. Ничто не должно мешать. Потому что в истории останется только то, что мы сделали, понимаете? Еще древние говорили: что оставил - то пропало, что отдал - то твое. Поэтому я все отдаю.

- Да, печальная история про "отцов и детей".
- Наоборот, радостная. Я считаю, что… Я вообще терпеть не могу семейных отношений в делах. Ненавижу!

- А вы вообще плохой начальник или хороший?
- Я? Очень хороший! Начальник я хороший.

- Под вашим началом трудится много людей?
- Около 50 человек.

- Среди них в штате есть постоянные авторы? Потому что, на мой взгляд, сюжет - начало и конец всего. Нет сюжета - нет кино.
- Есть авторы "базовые", с которыми мы работаем постоянно, и чудо, что они не иссякают, а пишут и пишут. Это и Сергей Георгиев, замечательный детский писатель, это юморист и режиссер Алексей Щеглов, который семь лет назад пришел и просто спас нас, потому что написал уже много сценариев.

- То есть у вас невозможен творческий простой, потому что нечего снимать?
- Ну, периодически такое надвигается… Я господина Щеглова познакомил с Петросяном - на свою голову. Теперь он пишет в "Кривое зеркало" и, конечно, ощущение нехватки сценариев существует. Но я думаю, что у людей, которые живут в этой потрясающей стране, с чувством юмора уж точно все хорошо. Так что, может быть, кто-то из них еще напишет для нас что-нибудь смешное. Мы будем только рады. И денег дадим.

- А вам нравится израильский "русский" юмор? Находите ли вы здесь новые для себя идеи?
- Нет, поверьте, я совершенно не планировал здесь идеи ловить. У меня мироощущение очень странной страны, как в песне поется: "Хоть похоже на Россию, только все же не Россия".

- Это чем Израиль похож на Россию?
- Знаете, очень странное состояние… Идет еврей. Я встречал в России разных евреев, думаю, что видел все типы. Я знаю, что евреи бывают разные. И он как бы и одет вроде "по-нашему", и я говорю: "Ради бога, извините, я здесь пройду…" А он мне начинает отвечать на иврите. Оказывается, он местный и ни фига не понимает по-русски. А внешне - абсолютно "наш" еврей. Так и хочется ему сказать: "Семен Ефимович, извините…" Все это о чем-то вам говорит? Я объяснил, чем Израиль похож на Россию?

- Но вам удалось пообщаться с "русскими израильтянами"?
- Да! Какие здесь потрясающие старики!.. Я жил в гостинице в Нетании, на берегу моря, и постоянно видел, как они все гуляют, занимаются спортом… Какой-то потрясающий ко мне дед подошел и говорит: "Хотите прокатиться на моем велосипеде?" Я говорю: "Да нет, чего я буду кататься?". А он: "Ну, покатайтесь, у меня хороший велосипед". И он мне рассказывает историю, как у него украли велосипед, потом он купил новый. И теперь "ловит" артистов, всем предлагает покататься, но все отказываются. Он мне сказал, что только Дима Певцов согласился. Такой милый человек… Да и вообще: я хожу здесь, ко мне подходят незнакомые пожилые люди и спрашивают: "Ваш "Мерседес" нашли?" Представляете, они все знают, что у меня уперли "Мерседес"!

- Страховку получили хоть? Потому что я в свое время слышала леденящую душу историю, что в России нет, оказывается, страховок.
- Что за глупости! Все уже давно есть! Вообще вы уже даже не понимаете, насколько изменилась страна и особенно Москва. Это стала абсолютно европейская столица высокого уровня. Не только уровня цен, но и уровня сервиса. Получу я свою страховку, приеду - и получу.

- Про московские цены я тоже хотела вас спросить. Рассказывают, что они заоблачные. Правду говорят?
- Это правда. Уровень ресторанов уже выше на голову французских. И Москва превосходит количеством. И более они разнообразные. Да вот дорого, что поделаешь...

- Вообще вы ощущаете "на своей шкуре", что Москва - один из самых дорогих городов мира?
- Знаете, анекдот есть один, про столичных олигархов. "Я купил себе 600-й "Мерседес", у меня бриллиантовый руль, золотые диски и платиновые бамперы. - А почему ты не ездишь на нем? – Да бензин дорогой…" Это - типичная современная Москва.

- Продолжим ресторанную тему. Вы вообще любите туда ходить? Или предпочитаете еду домашнего приготовления?
- Готовлю я как мужик, живу один, у меня нету сейчас никакой семьи, и поэтому хожу в рестораны по необходимости, то есть ежедневно.

- Стоп, минуточку. Почему нет никакой семьи? Говорили же, что вы давно и счастливо женаты?
- Ну, идет время, и что-то меняется в этой жизни. Мы развелись.

- Вас не тяготит одиночество?
- Во-первых, мне некогда быть одиноким, потому что я занят. У меня огромное количество дел, работы, взаимоотношений, презентаций, концертов, собственных записей на телевидении и так далее. Я живу с бешеной скоростью и делаю очень много дел за день.

- Так что побыть вечером одному в своей квартире тоже иногда хочется?
- Ну, я поздно прихожу и поэтому практически сразу падаю и сплю.

- Давайте вернемся к тому, чем вы занимаетесь, - вы же снимаете настоящее кино, хоть и несерьезные сюжеты "Ералаша" в 3-5 минут от силы. Дороговизна Москвы коснулась вашего кинопроизводства?
- Ну, все сказалось, естественно. Ценник поднялся весь. Сегодня сделать полнометражный фильм даже миллиона долларов не хватает. Если честно, то надо хотя бы миллиона полтора.

- Но подорожание не отразилось на качестве "Ералаша", мы же видим это. Как вам удается сводить концы с концами?
- Да, и "Ералаш" подорожал, и у него уже уровень другой. Он каждый год поднимается на какую-то новую ступеньку - и творческую, и технологическую. Понимаете, он и ярче намного, чем раньше был. Если кто-то внимательно смотрит. Опять же и в драматургии он изощреннее, и в работе. Огромное количество современных технологий задействовано в создании "Ералаша".

- Есть ли в "Ералаше" запретные темы?
- Нету. Запретная тема только одна: это не должно быть не смешно. Категорически требуется - смешно! Вот и все.

- Скажите, легко ли вам находить новых артистов? То есть я знаю, что у вас нет отбоя от желающих сняться, но, тем не менее…
- Нет, это нелегко. Это, так сказать, стабильная работа, которой занимается огромное количество людей. Мы уже какие-то вещи узаконили. Есть уже актерское агентство "Ералаша", там сидят люди, туда приводят детей, и мы их отбираем. Процесс не останавливается ни на минуту.

- Следите ли вы за судьбами своих выросших героев, которые у вас уже не снимаются? Пошел ли кто-либо из них по творческой стезе - стал режиссером, артистом?
- Федор Стуков, например, стал режиссером и снял сейчас пару очень смешных "Ералашей". Помните его? Тома Сойера сыграл. Наташка Ионова теперь поет на эстраде под псевдонимом Глюкоза - она ведь тоже наша, "ералашевская". И одна из солисток "Тату" - тоже.

- У ваших юных артистов случаев заболевания "звездной болезнью" не наблюдается? Вы знаете лечение от такой болезни?
- У меня лечение от славы очень простое. Одна моя команда - и больше ему никто не позвонит никогда. А как я еще могу лечить?

- Пополняется ли звездный состав киножурнала? Кто из знаменитостей у вас снялся в последнее время?
- Ну, вот сразу после новогодних праздников мы начали снимать Филиппа Киркорова в очень смешной истории. И мы давно собирались, и он очень хотел. Будет история с Олей Прокофьевой и Александром Панкратовым-Черным. Они вместе играют в очень смешном сюжете. Ну, и "бугай" наш, самый здоровый, Владимир Турчинский, которого дети очень любят. Александр Лыков сыграет Гоголя - ну очень уж похож. В общем, известные артисты приходят к нам работать.

- При такой интенсивной работе вы и устаете много наверняка. Как снимаете стрессы?
- Работой и только работай.

- То есть вы совсем не умеете отдыхать? Вы считаете, лучший отдых - это перемена занятия?
- Да, я приезжаю на работу, собираю команду, начинаю вертеть, думать, придумывать и так далее. Каждая история, которая выходит на экраны, она несколько раз переделывается, перестраивается. Там очень много работы. Я говорю: если можно сделать лучше, значит, надо идти и делать. И не жалеть ни денег, ничего.

- Сами вы снимались в своем "Ералаше"?
- Да, было - сыграл фотографию преступника на стенде "Их разыскивает милиция", но в таком гриме, что меня родная мама не узнала. А вот год назад в сюжете я сыграл секунды две сумасшедшего профессора. Не видели? Там мальчик приходит в читальный зал и громко говорит: "Значит, так: мне два "биг-мака", большой гамбургер и три порции картошки". Библиотекарь на него руками машет: "Вы что, с ума сошли? Это же библиотека, читальный зал!" Мальчик говорит шепотом: "Ой, извините… Мне два "биг-мака", три гамбургера и одну порцию картошки". Вот там, создавая атмосферу, я сыграл одного безумного профессора, который вычитал там что-то потрясающее...

- Понятно. Вы сами любите читать книги?
- Ну, как бы "любите" - не совсем неправильное слово. Я без этого никогда не жил и за свою жизнь прочел миллион книжек. Огромное количество книг. Сейчас я читаю меньше… Зато сейчас мы выпускаем очень интересный журнал - бумажный. Он тоже называется "Ералаш". Он очень веселый, радостный и замечательный! Мы много чего делаем.

- Я еще слышала, что вы любите собак. Как они поживают?
- Я действительно очень люблю собак. Но все мои собаки остались в "прошлой жизни". А сейчас я один и не могу себе позволить этого. Я много езжу. А кто будет с собакой? Такого делать нельзя.

- Вы все время с детьми. Можете ли вы себя назвать педагогом?
- Господи, я не знаю... Каждый в какой-то степени считает себя педагогом, хочет он этого или не хочет. Если у него есть дети, понимаете, он должен быть педагогом. Наверное, все об этом думают. Наверное, я тоже педагог. У меня такие принципы - я никогда не держу их за детей, я держу их за взрослых. Они всегда это знают и ценят. И как говорят, я поднимаю их до своего роста. Поэтому мое отношение такое: я считаю, что уважать ребенка, как личность, надо, но нельзя давать садиться себе на шею.

- Вообще у вас совершенно уникальный киножурнал – единственный в своем роде. В отличие от многих проектов, он не был заимствован на Западе, он не лицензионный, это чисто ваше ноу-хау. А вы не боитесь, что его украдут у вас?
- А сколько ни пробовали, ни у кого не получается. Потому что форма - это еще не все. Вы знаете, я же перед самым отъездом встретил Сергея Владимировича Михалкова и сказал ему: "Сергей Владимирович! А флаг, который подняли "Фитиль" и "Ералаш", висит и дальше гордо!" Он остановился, смотрел на меня долго и ответил: "Ералаш" лучше "Фитиля". И добавил: "И флаг вам в руки". Мне было очень приятно услышать такое из уст человека, который изобрел форму, изобрел систему, которую по дороге, к сожалению, растеряли. А мы держимся!

- Ну, в таком случае, так держать и дальше! И - творческих успехов!