Русская Германия

БОРИС ГРАЧЕВСКИЙ: „ГЛАВНОЕ – НЕ СКОЛЬКО ТЕБЕ, А КАК ТЕБЕ!»

Юбилейное интервью с отцом «Ералаша» Борисом Грачевским

Все привыкли, что Борис Грачевский постоянно улыбается. Я тоже так думал, пока мне не довелось с ним пообщаться. В ходе этой беседы произошла необычная метаморфоза: если в самом начале разговора Борис был предельно лаконичен, то в конце его уже трудно было удержать. Оказалось, что под маской «Арлекина» скрывается «Пьеро». И у меня, а значит, и у читателей «РГ/РБ» появился уникальный шанс увидеть создателя «Ералаша», что называется, без грима.

– Борис Юрьевич, скажите, в раннем детстве вы были сорванцом и непоседой?

– Нет, я был нормальным пацаном, не пай-мальчиком, но и не задирой. Мог и «приколоться», а когда стал постарше, то начал придумывать всякие фокусы. Бывало, что прогуливал занятия и даже срывал уроки. Но один раз, чтобы не опоздать на урок, я по тонкому льду на животе переполз Клязьму!

– В школе у вас, скорей всего, была кличка «Грач»?

– Конечно, «Грач». Тогда еще была популярна книга о революционере Николае Эрнестовиче Баумане, которая называлась «Грач – птица весенняя», так что у меня был и более полный вариант клички!

– Как я слышал, первоначально детский юмористический киножурнал хотели назвать «Фитилек», но от этого названия отказались. Как появилось ставшее впоследствии культовым название «Ералаш»?

– Все обросло слухами, которые мы специально распускали, но на самом деле слово «Ералаш» предложила дочь Александра Григорьевича Хмелика – главного редактора журнала. Нам всем оно понравилось, и мы назвали наш киножурнал «Ералаш». Несмотря на то, что оно было созвучно фамилии Ермаш (Филипп Тимофеевич Ермаш – председатель Госкино с 1972-го по 1986 г. – Авт.), мы это название отстояли.

– Ролан Быков, рассказывая о подборе детей в свои фильмы, отмечал, что ему пришлось отсмотреть большое количество мальчиков и девочек, пока не нашел, наконец, подходящих актеров. Как проходили кастинги в самом начале и что изменилось в этом вопросе сейчас?

– За эти годы абсолютно ничего не изменилось!

– Но у вас теперь есть специальное актерское агентство!

– Да, но это ничего принципиально не меняет, мы по-прежнему ходим по школам и ищем детей или они приходят на кастинг к нам.

– Дети очень эмоциональны и впечатлительны. Как они реагируют, если им отказывают в съемке?

– Ну, представьте себе такую ситуацию: за одной девочкой одновременно ухаживают два мальчика – с одним она пошла, а с другим – нет. Что он – повесился или нет? Кто-то приходит первым, а кто-то вторым, поэтому кого-то и отправляют домой. Это – жизнь, и ничего страшного в этом нет.

– Многие из тех, кто снимался в «Ералаше», стали затем актерами или певцами. Например, «ГлюкоZа», «СМЭШ», «Тату», Саша Головин, Саша Лойе, Федя Стуков, Аня Цуканова и др. Но вы ведь не ставите перед собой задачу делать «Фабрику кинозвед»?

– Да, у нас снималась и «ГлюкоZа» (Наташа Ионова. – Авт.), и Сережа Лазарев, и Влад Топалов, и много других. Можно назвать и Анну Назарьеву – нашу старейшую артистку. Но мы не выращиваем артистов, мы просто даем возможность детям для самореализации.

– Что изменилось в «Ералаше» за 35 лет его существования?

– Да все изменилось! Люди, сюжеты. Из жизни исчезли пионеры – мы тоже перестали про них снимать. Мы сегодня разговариваем с детьми на их языке, поэтому современным детям «Ералаш» интересен.

– Вы идете в ногу со временем, применяя новые технологии?

– Это тоже, конечно, происходит, но дело не в технологиях, а в мозгах, что важнее!

– Как планируете отметить юбилей «Ералаша»?

– Придумаем что-нибудь.

– Вспомните, пожалуйста, курьезный случай из жизни «Ералаша».

– Мне так надоели эти смешные случаи! И так все хорошо, все стоят и улыбаются, зачем нужен смешной случай? Лучше я вам расскажу о том, чего вы явно не знаете. Я сделал полнометражный фильм «Крыша». Это картина о взрослых и детях.

– Судя по названию, это что-то криминальное.

– Нет, никого отношения к криминалу данная история не имеет, это очень серьезный, взрослый фильм.

– А почему вы решили сменить жанр?

– Мне надоело на протяжении 35 лет только смеяться и хихикать, поэтому я решил сделать что-нибудь серьезное. В финале дети стоят на краю крыши девятиэтажного дома. Это очень серьезная тема, а главная мысль – не оставляйте детей без внимания и присмотра!

– Я хочу вас поблагодарить за это интервью!

– Вот вы меня оборвали, и это меня очень расстроило. Послушайте меня, я, дожив до 60 лет, снял полнометражную картину! Я начал говорить, но чувствую, что вам это уже неинтересно!

– Вы ошибаетесь! Мне очень интересно, продолжайте, пожалуйста!

– В фильме снимаются замечательные артисты – Маша Шукшина, Валерий Гаркалин, Ольга Прокофьева, Анатолий Журавлев, Артем Артемьев, Лариса Гузеева, Евдокия Германова, Александр Носик, Сергей Белоголовцев, Александр Олешко.

– Этот фильм уже снят?

– Он уже снят, закончен, и на свой юбилей я сделаю такую предпремьеру. «Крыша» – серьезное кино, которому я посвятил 2 года работы, и для меня это очень важная вещь! Картина о том, что есть 3 девочки-подружки, и у каждой из них очень сложные проблемы: у одной мать – директор школы (Мария Шукшина), которая рвется к власти, делает карьеру, преступая через все. У второй мать – любовница родного брата мужа, у нее уезжает «крыша» сама по себе. Мать третьей девочки оставлена мужем, она страдает, работая с утра до вечера. Вот такие три проблемы, и абсолютно одинокие девочки в результате всего оказываются на краю крыши.

– Кто написал сценарий этого фильма?

– Его написала Ирина Бурденкова при моем участии.

– Борис Юрьевич, я вам желаю, чтобы премьера «Крыши» прошла успешно, и его посмотрели как можно больше зрителей!

– А у меня такой вопрос: почему мы никогда не приезжаем к вам с концертами в Германию? Там у вас живет большое количество наших людей, и я бы с удовольствием приехал!

– Я надеюсь, что ваши слова услышат те, кто занимается организацией концертов. И последний вопрос. Вы ощущаете возраст?

– Я для себя вывел такую формулу: главное – не сколько тебе, а как тебе!

– Большое спасибо за этот интересный разговор, с юбилеем, дорогой «дядя Боря»!