“Крыша” Бориса Грачевского

Борис Грачевский представил в Петербурге свой полнометражный режиссерский дебют - фильм “Крыша”. Это история о трех девочках-подростках, родители которых заняты решением своих проблем и почти не замечают того, что происходит с их детьми. Одна мама - жесткая карьеристка рвется к власти любой ценой. Вторая готова бросить любящую семью в пучину внезапно вспыхнувшей страсти. Третья - с утра до ночи зарабатывает деньги и почти не видит свою дочку. Такие истории в жизни случаются сплошь и рядом, и разменной монетой в них нередко становятся дети. И однажды девочки, сбегают от непонимания взрослых… на край крыши.
Естественное, первое, что закралось в голову после просмотра - не снял ли знаменитый отец “Ералаша” свой ответ Валерии Гай Германике? Оказывается, нет - хотя параллели в истории Грачевский, безусловно, видит. Но его фильм принципиально отличается от картины “Все умрут, а я останусь” - прежде всего интонацией. Когда Грачевский прочитал сценарий Ирины Бурденковой, то принципиально захотел изменить трагический финал и вообще убрать излишнюю “чернушность” - именно это ему не понравилось в фильме Германики “Реальность ведь разная, у нас она - такая. В отличие от Валерии я вижу свет в конце туннеля и верю, что молодые ростки пробьют себе дорогу”.
Борис Грачевский помогает “росткам”

“Крыша” - не столько живописание подростковых будней, сколько история о том, как важно быть внимательным друг к другу. «Я давно хотел снять серьезное кино, - объясняет Грачевский. - Меня все знают, как веселого, смешного человека, а на самом деле я разный, многослойный и внутри очень грустный, лиричный. Могу заплакать от классической музыки и трогательного фильма. Но «Крышу» я снимал не для того, чтобы самовыразиться, а для того, чтобы достучаться до людских сердец. Мне очень хочется, чтобы эту картину посмотрело как можно больше людей. Несмотря на то, что там никто не поет и не путешествует на космических кораблях, мы все живем в этой, реальной жизни и влюбляемся не в космических героев, танцуя и приплясывая, а в обычных людей. И очень важно сохранить эту любовь так, чтобы в ней росли дети. Только в добре и тепле человек может расти нормально. Только в любви. Ребенок, выросший в любви, будет нормальным и хорошим. Если он увидит, что родители его любят по-настоящему, что за него переживают, что он важная часть этой семьи. Вот это важно. И об этом кино».
Вот они- методы работы с молодыми артистами:)

Помимо юного трио главных героинь в фильме снялись такие актеры, как Мария Шукшина, Валерий Гаркалин и Ольга Прокофьева. У каждого из них была очень непривычная роль. Шукшина играет жесткую директрису школы - женщину-танк. Поначалу Мария даже испугалась этой роли. “Мне хотелось, чтобы моя героиня была немного помягче, но такой ее увидел сценарист и режиссер, а я не стала спорить”. И правильно сделала, что не стала - героиня Шукшиной получилась очень колоритной и интересной!
Мария Шукшина в образе - это ее героиня написала такое на лбу ученика!

Ольга Прокофьева играет в фильме неверную жену. “Думаю, что 80% супружеских пар оказывались в ситуации, подобной той, в которой оказалась моя героиня, - рассказывает актриса. - Когда она вынуждена была выбирать между двумя по-разному близкими ей мужчинами. И каждая пара выпутывается из такой ситуации по-своему, с большими или меньшими жизненными потерями. Мне импонирует моя героиня, которая предпочла вспыхнувшей страсти семью”.
Ольга Прокофьева и Алексей Журавлев сыграли семейную пару

Валерий Гаркалин по сценарию - муж-растяпа железной леди Шукшиной. “Это моя первая работа после тяжелой болезни, - говорит актер. - Я согласился, потому что съемками руководит мой давнишний друг – Борис Грачевский. Сценарий показался мне очень интересным. Я сыграл одну из небольших, но очень важных, как мне кажется, ролей. Жизнь моего персонажа Рокатина сложилась неудачно: он мечтал приобщиться к великим музыкантам мира, и эта мысль стала для него безумной и навязчивой идеей фикс. Но теперь, когда время упущено, ему кажется, что жизнь прожита зря… Я много играл в театре и кино разных чудаков, но это были комедии, а тут драма, судьба человека. Фильм - о том, что в стране, где все обманывают друг друга, не может быть счастья. С точки зрения общественной морали страна нездорова. Надо вернуться к ценностям, которые никто не отменял. Когда люди живут бок о бок каждый день, они не могут жить в недоверии”.
Валерий Гаркалин в образе скрипача-размазни

Юные актрисы рассказывают, что им было легко вживаться в образы своих героинь - просто представляли себе, что такое могло бы произойти и с ними. Все взрослые артисты их очень поддерживали и давали всяческие советы. Понимали ли они, о чем фильм? “Конечно, - смеются девочки, - мы же большие уже! Все понятно: что подружки ссорятся вовсе не из-за мальчика, что он лишь предлог, что родителям не до них, вообще всем вокруг ни до кого”. Ничего сложного, как видите.
Грачевский и его юные героини

1 канал уже купил фильм и собирается показывать его телезрителям в конце этого года. А вот с кинопрокатом ситуация неясна: пока что фильм никто не приобрел. Но Грачевский не теряет надежды, что его фильм все-таки увидит широкий круг зрителей.

Борис Грачевский, руководитель киножурнала «Ералаш», о своем фильме «Крыша»

Борис Грачевский: Взрослые должны жить детьми.

Вдохновитель и творческий руководитель самого детского и самого юмористического в России киножурнала «Ералаш» Борис Грачевский специально для РуДата рассказал о своем новом фильме «Крыша», о том, как в десять лет он водил одноклассников в Третьяковку, а также о чем будет его следующая лента.

«Всех учу читать Павича»

Здравствуйте, Борис Юрьевич. Я шла на встречу с вами и думала, что будет очень сложно общаться…
Думаешь, я злодей какой-то?
Нет. На самом деле, люди в реальности оказываются совершенно не такими, какими кажутся с экрана.
Во мне очень много разных пластов, о некоторых никто не знает. Например, о том, что я безумно люблю живопись.
Какую?
Ботичелли, Рафаэля, Босха, Левитана, Шишкина, Моне. Совершенно разные стили.
В музеи ходите?
Хожу. В десять лет даже открыл кружок по изучению изобразительного искусств. Водил одноклассников в Третьяковку. А вообще люблю реалистическую живопись, весь западный ренессанс, который хорошо знаю.
Как вы смотрите картины? Ведь есть несколько способов это делать.
Практически все, что я смотрю, я знаю, очень редко какие-то новые впечатления приходят. Например, Уорхолл. Я узнал о том, кто это такой, лет пять назад. А зачем — не знаю. Ну вот зачем он мне нужен? Категорически не нравится. Это уже не искусство, а идиотизм. Но когда я узнал, кто такой Дали, я просто встал на колени перед его картинами. А Магритт — это второй из тех двух сюрреалистов, которых переплюнуть практически невозможно. А вот про величайшего Иванова я говорю, что он, конечно, гений, но 20 лет убить на одну картину… Лучше бы что-то другое сделал.
Когда вы выстраиваете кадр, бывает, что ориентируетесь на картину какого-то художника?
Иногда мы прямо ссылаемся на картины. Я ведь композиции кадра учился у больших мастеров. Начал работать с Александром Роу, затем с Марком Донским, с Шукшиным. Донской всегда был королём второго-третьего плана.
Когда я пришел в кино и стал работать грузчиком на картине Шукшина, во мне был настоящий трепет, потому что я знал его рассказы, и для меня Шукшин был, в первую очередь, великим писателем. И когда я увидел его живьем — это было что-то потрясающее, настоящее явление для меня.
Я прочел все книги на Земле, которые только были нужны для моего созидания, чувственного восприятия окружающего мира, — потому что остальные можно и не читать. Когда Саша Гордон узнал, что я прочел все книжки Марселя Пруста, он даже встал и поклонился.
А вы не допускаете, что, например, в следующем году появится какая-то книга, которая тоже будет очень значима?
Вполне допускаю. Я, например, прочел «Гарри Поттера». Считаю, что это важнейшая книжка для детей, тот самый случай, когда говоришь себе: «Эх, вот и мне бы такую фантазию». Это настоящая бомба 20-го века. Ведь тиражи этих книг миллионные. Ни одна экранизация «Гарри Поттера» не смогла достичь такого эффекта.
Не обидно, что автор книги из Англии, а не из России?
Ну, а почему все должно быть русским? Порох вот изобрели не наши, и ничего.
Но ведь дети сейчас даже смотрят и читают зарубежные книги, фильмы. Вот это не обидно?
Обидно, но не смертельно. Если это на уровне «Гарри Поттера», то все нормально. Если они не читают Виталия Бианки, то тоже ничего страшного. Это был достаточно большой зануда.
А к Пелевину как относитесь?
Хорошо. Потому что это мощный сюрреалист, мудрый, ироничный, высокого класса. Это большая литература, которая не подвержена никакой экранизации. Хотя сейчас сделали фильм по «Generation „П“» — может быть, только эта книга и подходит для кино. Но «Священную книгу оборотня», которую я больше всего у него уважаю — она самая сильная, хлесткая, мудрая, философская при всей эпатажности — ее экранизировать не получится… Считаю, что Пелевин сюрреалистический лидер. Но Юрий Поляков и Людмила Улицкая для меня теплее и понятнее. Но есть ведь и Милорад Павич, которому я просто поклоняюсь — вот тебе и свежая литература. Я начал с «Хазарского словаря», сломал об него зубы и сказал, что это мимо сада. Но ничего, потом понял, в чем соль. Теперь всех учу, как его читать. Это точно также, как и смотреть картины: как входит, так и входит. Вот возьми и читай. Не нужно думать, кто куда пошел и кто с кем остался. Это символизм с сюрреализмом вместе.
То есть, без драматургии?
Ну да. А ведь Маркес был первым писателем, который стал писать компьютерную литературу. Компьютерная литература — это когда все равно, с какой страницы начать. Улицкая пишет точно также — маленькими-маленькими историями, которые сцепляются вместе в целые романы, мы просто не замечаем этого.

Кино — о детях, но для взрослых

Вы сняли свою первую полнометражную картину «Крыша». Почему это произошло только сейчас?
Есть такой писатель — Шоу, Ирвин. У него роман «Вечер в Византии». Там главный герой мой коллега, продюсер. И его любимая девушка спрашивает: «Ты такой умный, всё знаешь. Почему же сам не снимаешь?» И он говорит: «В Голливуде есть человек 15-20, которые снимут лучше меня». И эта фраза мне очень сильно дала по голове. Но потом какое-то время прошло, я налился идеями, хотел их воплотить. У меня был совершенно другой замысел, наверное, еще к нему вернусь. Я хотел снять историю 50-летнего человека с его последней любовью — жаркой, живой. Я начал писать ее вместе с соавтором, но он умер, и все зависло.
И тут ко мне приходит совершенно другой сценарий. Он был такой хлесткий и острый, что я решил его сделать. Это история о трех девочках. У каждой свои проблемы дома. У одной мать директор школы, которая идет напролом и способна ради этого на все.
Ее муж — спившийся талантливый скрипач. Ее играет Мария Шукшина — злую жесткую тетку. Его — Валерий Гаркалин. Вторая семья — Ольга Прокофьева, Анатолий Журавлев. Она — запутавшаяся женщина, которая в 40 лет оказывается в объятиях мужниного брата и у нее улетает крыша. Она уже не может собой управлять, а дочка не пускает ее к любовнику. И два брата делят жену. Такие вот у меня истории.
Потрясающе эпизодическую роль играет Евдокия Германова, ярчайшим образом вошла в кадр Лариса Гузеева, прекрасная Наташа Лесниковская — веселая, с приколом, Саша Носик. Я собрал букет таких артистов, с которыми одно удовольствие работать. Это как оркестр из музыкантов очень высокого класса.
Социальное кино получилось?
Абсолютно. У девочек там своя ругань. Пришел новенький в класс, он всем нравится, и они начинают из-за него грызться, драться.
Чернуха есть? Жёсткие, супер реалистические подробности?
Такого, чтобы «мама, иди на ***», как в фильме «Все умрут, а я останусь», у нас нет. И чтобы она отдавалась на грязном полу — такого тоже не увидите.
А как вы думаете, такие приемы в принципе оправданы?
А я не понимаю вообще… Вот эта картина «Все умрут, а я останусь» — кому ее надо показывать? Молодежи? Чтобы они после нее наложили на себя руки?
В моей картине все начинается весело, потом хуже, хуже, и кончается крышей… Но они не прыгают, они говорят: «Мы будем жить, и ничто и никто не помешает нам в этом». В конце звучит потрясающая песня, которую мы записали с группой «Фабрика». Они в жизни еще не пели такую красивую песню. Будем ее сейчас ротировать, Матвиенко дал нам на это добро.
В этом фильме параллельно существуют разные поколения, поэтому получился такой странный новый жанр — и про взрослых, и про детей. А в первую очередь фильм о том, что «нужно жить детьми», как говорит одна его героиня.
История, на самом деле, очень реалистичная.
Еще бы. Когда я делал просмотр, одна знакомая дама подошла ко мне и шепнула на ухо: «Ты зачем про нас всю правду рассказал?» Одна девушка по телефону маме передавала содержание картины. Мама заплакала, и говорит: «Прости меня, дочка». На моем кино те, кому 18-20, сразу вспоминают обиды от родителей, а потом в какой-то момент говорят: «Вот выйду замуж, не буду так делать, буду обязательно смотреть за ребенком». Так интересно — и в ту, и в эту сторону.
На просмотр детей приглашали?
А детям совершенно не нужно смотреть эту историю. А вот подросткам лет в 14-15 — в самый раз. Не нужно смотреть детям о пороках. Я ведь фильм взрослым делал. Хотя один тринадцатилетний мальчик посмотрел и говорит: «Классное кино»… Там нет ничего такого, что нельзя смотреть, но детям это не нужно.
На кастинг для фильма к нам привели 5 тысяч детей, и я выбрал этих трех совершенно разных и таких трогательных, очаровательных, обаятельных девочек. Мы с ними дружим, они созваниваются со мной до сих пор. Они такие умные, так все понимают. Я говорю, например: «Ты должна сказать это с позиции будущей женщины. Когда ты вырастешь, ты будешь очень красивой, и твои снисхождение и внимание будут бесценны». А сам думаю: «Что я несу, что может понять это двенадцатилетнее дите…» А она вдруг идет и делает так: «А ты можешь поцеловать меня вот сюда?» Но говорит это так, что даже я готов встать перед ней на колени… Я научил девочек плакать в кадре по-настоящему, переживать, вертеть задницей, как взрослые тетки, смотреть наглым взглядом, курить. И они это все прекрасно понимают, и поэтому это все осталось там, в кино.
Когда же фильм можно будет посмотреть?
Картина нравится прокатчикам, но они говорят, что такое кино привыкли смотреть по телеку бесплатно. Его называют советским в хорошем смысле этого слова.
Оно ведь о живых людях, о чувствах. Мне важнее была слеза настоящей эмоции, чем спецэффекты. И неужели же сейчас «Осенний марафон», например, не взяли бы в прокат, или «Дом, в котором я живу», «Разные судьбы», «Когда деревья были большими»??? Когда появилась картина «Мужчина и женщина», прокатчики сказали: «Кто этот бред будет смотреть?» А она побила все рекорды. Тоже самое было с «Историей любви».
А с телепоказом у нас все в порядке — «Первый канал» картину уже забрал. Швыдкой видел ее, сказал, что она очень мудрая, нужная.
Но трагедия в том, что я не могу обратиться сейчас напрямую к людям с этой простой, чистой идеей. А мне так важно — абсолютно не финансово, а просто по-человечески — чтобы мой голос услышали, поняли, что меня беспокоит в этой жизни и в этой стране. Ведь когда живешь с детьми, то понимаешь, что их невозможно отделить от себя. Ты на работе, а думаешь, что у этого гада температура, а он ведь опять на улицу смылся, а ботинки-то не одел. Самое главное, о чем должны думать взрослые, это дети. И вот об этом как раз мой фильм.

Борис Грачевский подарил себе к юбилею первый полнометражный фильм

МОСКВА, 18 мар - РИА Новости. "Папа" знаменитого "Ералаша" Борис Грачевский к своему 60-летнему юбилею, который он отмечает в среду, сделал себе подарок - снял первый полнометражный художественный фильм.
Эта социальная драма под названием "Крыша", где ставится вопрос о проблеме отношения взрослых к своим детям. В основе сюжета - история трех семей, каждая из которых занята своими делами и проблемами, но только не детьми. Сценарий прослеживает судьбы каждого взрослого, а это: директор школы и ее дочь; вечно занятый бизнесмен, его жена и брат, создавшие странный любовный треугольник, и многие другие.
"Я давно намеревался снять кино, и вот, наконец, снял. Картина, как мне кажется, получилась, и огромное количество людей, которые ее посмотрели, признались, что она их тронула, кто-то даже плачет, - рассказал Грачевский РИА Новости. - Я не говорю, что все будут рыдать, но картина очень острая, достаточно жесткая и, вместе с тем, снаружи довольно веселенькая. Никто не ожидал, что я так могу разговаривать".
"Называется она "Крыша". В центре три девочки, а вокруг - огромное количество взрослых, которым наплевать на этих детей, все заняты своими делами и проблемами. И их невнимание и наплевательское отношение выводит девочек на край крыши. Вот такое кино", - рассказал он.
АКТЕРЫ В НОВОМ АМПЛУА
В картину, полностью снятую на бюджетные деньги за 650 тысяч долларов, Грачевскому удалось привлечь по истине звездный актерский ансамбль. "Я взял артистов, которым я полностью доверяю и которые выступили у меня совсем не в своем амплуа", - признался режиссер.
Так, по его словам, "самая обаятельная и привлекательная Мария Васильевна Шукшина играет жесткую карьеристку, директора школы, у которой все время сжаты губы от злости. Ее мужа - Валерий Гаркалин, который всем известен как яркий комедийный артист, здесь же он играет грустную, трагическую роль - спившегося талантливого скрипача. Оля Прокофьева - актриса, которую теперь, к сожалению, все воспринимают как Жанну или Жабу Аркадьевну, а на самом деле это глубокая трагическая, драматическая актриса. Она играет последнюю любовь и страсть в 40 лет, это очень непросто, когда между тобой и обязательства семейные, и муж, и самое главное - 12-летний ребенок, от которого просто так не отмахнешься".
В фильме также заняты Анатолий Журавлев, "который играет чистого, грустного мужа", Артем Артемьев - "красавчик, на которого и запала героиня Прокофьевой".
"Прекрасный эпизод сыграл Сергей Белоголовцев, великолепный эпизод - Георгий Мартиросян, блистательно сыграл Саша Олешко и даже Аня Ардова, которая на экране всего несколько секунд - это ярко, сочно. И, конечно, Евдокия Германова, которая играет просто гениально", - поделился Грачевский.
Что касается исполнительниц главных ролей - трех девочек, то, как признался режиссер, их выбирали из 5 тысяч претенденток. Причем ни одна из них до этого не снималась в "Ералаше", а наоборот, съемка в киножурнале была им обещана в награду за работу в картине.
"Девочки потрясающие. Это Соня Ардова, Маша Белова и Анфиса Черных. У каждой из них есть сложные сцены и сыграли они их грандиозно, хотя доводили меня - я плакал с ними вместе. Они рыдали - и я рыдал", - поделился Грачевский.
МАЛЬЧИШКАМ И ДЕВЧОНКАМ, А ТАКЖЕ ИХ РОДИТЕЛЯМ
Он затрудняется пока сказать, когда картину увидит зритель. "Самое обидное, что дальнейшая судьба картины пока непонятна, ибо прокатчики все говорят дружно, что "кино хорошее, но мы такое не катаем". Никто не хочет смотреть человеческое кино", - посетовал он.
Однако режиссер отметил, что будет "долго ездить по стране, показывать картину". Также ее и по телевизору - "уже есть договоренности с телеканалами". "Но мне так хочется, чтобы это был кинотеатральный показ, чтобы люди могли сесть и сосредоточиться - это так важно", - сказал Грачевский.
Он уверен, что кино будет интересно людям самых разных возрастов - "и 12-летним детям, у которых свежи все эти обиды на родителей за их невнимание, и взрослым. "Один мой знакомый сказал: "Знаешь, после твоей картины сразу хочется позвонить сыну или дочке и спросить: "Ты где?", - поделился режиссер.
ДЕТЯМ - ДЕТИ, ЗВЕЗДЕ - ЗВЕЗДЫ
Не бросил Грачевский и свое главное детище - знаменитый сатирический киножурнал "Ералаш".
"У "Ералаша" все хорошо, мы во всю снимаем, у нас 27-го и 29-го - концерты, там будут только новые выпуски, будет масса приколов, и дети должны быть счастливы, - сказал он. - Эти ежегодные мартовские концерты задуманы, чтобы детям было клево и классно. Там нету никаких народных артистов, мы там скачем все вместе, я бегаю по залу вместе с ними, и все довольны".
Сам юбилей Грачевский намерен отпраздновать в кругу близких и друзей в развлекательном центре "Молодая гвардия".
"Соберутся артисты, известные люди, которых я люблю и которые меня любят, и они меня поздравят. Туда же придут мои самые близкие люди. Просто будут выступать, поздравлять, будет такой веселый концерт", - рассказал он.
Борис Грачевский родился 18 марта 1949 года в Подмосковье. Окончил механический техникум. Учился во ВГИКе на факультете "Организация кинопроизводства".
В 1974 году совместно с драматургом Александром Хмеликом основал детский киножурнал "Ералаш".
Член Российской академии кинематографических искусств. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Лауреат Государственной премии Российской Федерации и премии президента Российской Федерации в области литературы и искусства за талантливые произведения для детей. Обладатель приза "Золотой овен", двукратный обладатель "Золотого Остапа".
Создатель документальных фильмов, автор проекта "Социальная реклама".

БОРИС ГРАЧЕВСКИЙ: „ГЛАВНОЕ – НЕ СКОЛЬКО ТЕБЕ, А КАК ТЕБЕ!»

Юбилейное интервью с отцом «Ералаша» Борисом Грачевским

Все привыкли, что Борис Грачевский постоянно улыбается. Я тоже так думал, пока мне не довелось с ним пообщаться. В ходе этой беседы произошла необычная метаморфоза: если в самом начале разговора Борис был предельно лаконичен, то в конце его уже трудно было удержать. Оказалось, что под маской «Арлекина» скрывается «Пьеро». И у меня, а значит, и у читателей «РГ/РБ» появился уникальный шанс увидеть создателя «Ералаша», что называется, без грима.

– Борис Юрьевич, скажите, в раннем детстве вы были сорванцом и непоседой?

– Нет, я был нормальным пацаном, не пай-мальчиком, но и не задирой. Мог и «приколоться», а когда стал постарше, то начал придумывать всякие фокусы. Бывало, что прогуливал занятия и даже срывал уроки. Но один раз, чтобы не опоздать на урок, я по тонкому льду на животе переполз Клязьму!

– В школе у вас, скорей всего, была кличка «Грач»?

– Конечно, «Грач». Тогда еще была популярна книга о революционере Николае Эрнестовиче Баумане, которая называлась «Грач – птица весенняя», так что у меня был и более полный вариант клички!

– Как я слышал, первоначально детский юмористический киножурнал хотели назвать «Фитилек», но от этого названия отказались. Как появилось ставшее впоследствии культовым название «Ералаш»?

– Все обросло слухами, которые мы специально распускали, но на самом деле слово «Ералаш» предложила дочь Александра Григорьевича Хмелика – главного редактора журнала. Нам всем оно понравилось, и мы назвали наш киножурнал «Ералаш». Несмотря на то, что оно было созвучно фамилии Ермаш (Филипп Тимофеевич Ермаш – председатель Госкино с 1972-го по 1986 г. – Авт.), мы это название отстояли.

– Ролан Быков, рассказывая о подборе детей в свои фильмы, отмечал, что ему пришлось отсмотреть большое количество мальчиков и девочек, пока не нашел, наконец, подходящих актеров. Как проходили кастинги в самом начале и что изменилось в этом вопросе сейчас?

– За эти годы абсолютно ничего не изменилось!

– Но у вас теперь есть специальное актерское агентство!

– Да, но это ничего принципиально не меняет, мы по-прежнему ходим по школам и ищем детей или они приходят на кастинг к нам.

– Дети очень эмоциональны и впечатлительны. Как они реагируют, если им отказывают в съемке?

– Ну, представьте себе такую ситуацию: за одной девочкой одновременно ухаживают два мальчика – с одним она пошла, а с другим – нет. Что он – повесился или нет? Кто-то приходит первым, а кто-то вторым, поэтому кого-то и отправляют домой. Это – жизнь, и ничего страшного в этом нет.

– Многие из тех, кто снимался в «Ералаше», стали затем актерами или певцами. Например, «ГлюкоZа», «СМЭШ», «Тату», Саша Головин, Саша Лойе, Федя Стуков, Аня Цуканова и др. Но вы ведь не ставите перед собой задачу делать «Фабрику кинозвед»?

– Да, у нас снималась и «ГлюкоZа» (Наташа Ионова. – Авт.), и Сережа Лазарев, и Влад Топалов, и много других. Можно назвать и Анну Назарьеву – нашу старейшую артистку. Но мы не выращиваем артистов, мы просто даем возможность детям для самореализации.

– Что изменилось в «Ералаше» за 35 лет его существования?

– Да все изменилось! Люди, сюжеты. Из жизни исчезли пионеры – мы тоже перестали про них снимать. Мы сегодня разговариваем с детьми на их языке, поэтому современным детям «Ералаш» интересен.

– Вы идете в ногу со временем, применяя новые технологии?

– Это тоже, конечно, происходит, но дело не в технологиях, а в мозгах, что важнее!

– Как планируете отметить юбилей «Ералаша»?

– Придумаем что-нибудь.

– Вспомните, пожалуйста, курьезный случай из жизни «Ералаша».

– Мне так надоели эти смешные случаи! И так все хорошо, все стоят и улыбаются, зачем нужен смешной случай? Лучше я вам расскажу о том, чего вы явно не знаете. Я сделал полнометражный фильм «Крыша». Это картина о взрослых и детях.

– Судя по названию, это что-то криминальное.

– Нет, никого отношения к криминалу данная история не имеет, это очень серьезный, взрослый фильм.

– А почему вы решили сменить жанр?

– Мне надоело на протяжении 35 лет только смеяться и хихикать, поэтому я решил сделать что-нибудь серьезное. В финале дети стоят на краю крыши девятиэтажного дома. Это очень серьезная тема, а главная мысль – не оставляйте детей без внимания и присмотра!

– Я хочу вас поблагодарить за это интервью!

– Вот вы меня оборвали, и это меня очень расстроило. Послушайте меня, я, дожив до 60 лет, снял полнометражную картину! Я начал говорить, но чувствую, что вам это уже неинтересно!

– Вы ошибаетесь! Мне очень интересно, продолжайте, пожалуйста!

– В фильме снимаются замечательные артисты – Маша Шукшина, Валерий Гаркалин, Ольга Прокофьева, Анатолий Журавлев, Артем Артемьев, Лариса Гузеева, Евдокия Германова, Александр Носик, Сергей Белоголовцев, Александр Олешко.

– Этот фильм уже снят?

– Он уже снят, закончен, и на свой юбилей я сделаю такую предпремьеру. «Крыша» – серьезное кино, которому я посвятил 2 года работы, и для меня это очень важная вещь! Картина о том, что есть 3 девочки-подружки, и у каждой из них очень сложные проблемы: у одной мать – директор школы (Мария Шукшина), которая рвется к власти, делает карьеру, преступая через все. У второй мать – любовница родного брата мужа, у нее уезжает «крыша» сама по себе. Мать третьей девочки оставлена мужем, она страдает, работая с утра до вечера. Вот такие три проблемы, и абсолютно одинокие девочки в результате всего оказываются на краю крыши.

– Кто написал сценарий этого фильма?

– Его написала Ирина Бурденкова при моем участии.

– Борис Юрьевич, я вам желаю, чтобы премьера «Крыши» прошла успешно, и его посмотрели как можно больше зрителей!

– А у меня такой вопрос: почему мы никогда не приезжаем к вам с концертами в Германию? Там у вас живет большое количество наших людей, и я бы с удовольствием приехал!

– Я надеюсь, что ваши слова услышат те, кто занимается организацией концертов. И последний вопрос. Вы ощущаете возраст?

– Я для себя вывел такую формулу: главное – не сколько тебе, а как тебе!

– Большое спасибо за этот интересный разговор, с юбилеем, дорогой «дядя Боря»!

“Дух огня” оценил “Крышу” Грачевского

В столице Югры продолжается 7-й Международный фестиваль кинематографических дебютов “Дух огня”. Очередной день этого праздника кино был объявлен днем семьи. Концертно-театральный центр “Югра-Классик” был на весь день отдан ханты-мансийским семьям. Сначала перед ними выступили режиссерско-актерские династии. Сергей Соловьев, Павел Чухрай, Эммануил Виторган и другие рассказали о своих родительских методах воспитания и о преодолении конфликтов отцов и детей в своих семьях.

Затем художественный руководитель киножурнала “Ералаш” Борис Грачевский презентовал зрителям рабочую копию своего полнометражного дебюта — фильма “Крыша”. Кстати, накануне, в День защитника Отечества, выяснилось, что Борис Юрьевич в отличие от многих коллег по киноцеху служил в армии и даже участвовал в вооруженном конфликте в Чехословакии.

Среди гостей фестиваля в этот день были замечены Костя Цзю, находящийся в Ханты-Мансийске в качестве почетного гостя чемпионата округа по боксу. Заглянул на огонек фестиваля и ханты-мансийский губернатор Александр Филиппенко. Президент “Духа огня” Сергей Соловьев пошутил, что с такими известными именем и фамилией главе региона пора двигаться если не в актеры, так в режиссеры.

— Не пойду, там мало платят, — с улыбкой парировал губернатор.

Новую шутку запустил и один из членов основного фестивального жюри — оскароносный голливудский режиссер Хью Хадсон:

— Кинофорум называется “Дух огня” — очень правильно. Каждый приезжающий сюда сначала чувствует дух, поскольку здесь умеют праздновать. А потом уже видит и огонь, поскольку работать с огоньком здесь умеют тоже.

Члены актерского жюри Эммануил Виторган и Лидия Федосеева-Шукшина, посовещавшись с организаторами фестиваля, приняли решение: начиная с этого года призу за лучшую мужскую роль будет присвоено имя Александра Абдулова, который, собственно, его шесть лет назад и учредил.

А популярный молодой актер Михаил Евланов вместе со своей коллегой Дарьей Мороз и режиссером Олегом Фесенко представили новый эпический блокбастер “Лед. Сага о хантах”, премьера которого состоится только через год. В фильме рассказывается трагическая история конфликта официальной советской власти со свободолюбивым хантыйским народом на территории Югры в середине 30-х годов прошлого столетия. Михаил Евланов рассказал “МК”:

— Именно во время съемок в Ханты-Мансийске мне пришлось для роли освоить в совершенстве украинский язык и научиться уверенно скакать верхом. А еще местные морозы, из 30 съемочных дней 17 держалась температура минус сорок градусов, способствовали развитию моей памяти. До съемок в “Саге…” я не отличался обязательностью в запоминании текста. А тут постоишь на холоде минуты три, и роль сама собой вспоминается!

— Я тоже впервые в жизни снималась в 40-градусный мороз, — вторит коллеге Дарья Мороз. — В порядке исключения мы снимали не больше четырех часов в день. Больше техника не выдерживала. Французский вертолет, с которого снимали панорамные сцены, несколько дней категорически отказывался взлетать. А оператор однажды приморозился к камере носом!

На правах людей, больше месяца живших и снимавшихся в Ханты-Мансийске, Евланов и Мороз предложили всем желающим экскурсию по городу с обязательным заходом в рыбный магазин, где продается одна из основных достопримечательностей Югры — очень вкусная и очень дорогая (от тысячи рублей за килограмм) рыба муксун.

Кстати, проектом “Лед. Сага о хантах”, по словам продюсера и одного из главных идеологов фестиваля “Дух огня” — Олега Урушева, уже заинтересовались прокатчики из Финляндии и Франции.

Борис Грачевский снял "Крышу"

Художественный руководитель детского журнала "Ералаш" завершил работу над картиной "Крыша". Фильм повествует о подростках-самоубийцах. Как рассказал сам Грачевский, проблем в работе с юными актерами у него не возникло. В "Крыше", кстати, снялась дочка известной артистки Анны Ардовой.

Отметим, что в объявлении о наборе актеров для фильма указывалось: "Это не комедия, не привычный гротеск "Ералаша", а серьёзный взгляд на раннюю юность, когда чувство одиночества и жажда любви выходят на передний план жизни".

Борис Грачевский снял полнометражный фильм

Художественный руководитель детского журнала «Ералаш» Борис Грачевский завершил снимать полнометражный художественный фильм «Крыша» (рабочее название «Девочки»). Фильм снят на студии легендарного киножурнала и повествует о подростках-самоубийцах.

Подбор актёров, который Борис Грачевский проводил осенью, вызвал немало слухов в синематографических кругах из-за объявления: «Студия "Ералаш" приступила к производству полнометражного художественного фильма. Для съёмок на главные роли требуются девочки в возрасте 12-14 лет. Это не комедия, не привычный гротеск «Ералаша», а серьёзный взгляд на раннюю юность, когда чувство одиночества и жажда любви выходят на передний план жизни».

Как рассказывает сам новоявленный режиссёр, проблем в работе с юными актрисами у него не возникло. Также известно, что одна из трёх девочек, которые снялись в «Крыше», является дочкой известной артистки Анны Ардовой.



---
Борис Грачевский— российский режиссёр и сценарист, художественный руководитель детского киножурнала «Ералаш», который основал 1974 году совместно с драматургом Александром Хмеликом.

Является членом Российской академии кинематографических искусств. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Лауреат Государственной премии Российской Федерации и премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства за талантливые произведения для детей. Обладатель приза «Золотой овен», двукратный обладатель «Золотого Остапа».

Борис Грачевский: "Крыша - это высота, романтика!"

Создатель известной телевизионной программы «Ералаш» - Борис Грачевский закончил свою первую полнометражную картину. Вчера об этом он сообщил журналисту «Правды.Ру». Картина Грачевского называется «Крыша».

Грачевский говорит, что фильм покажут в кинотеатрах и по ТВ. Переговоры с каналами уже ведутся. Кстати, в этом году у Грачевского – трудовой юбилей – 40 лет работы. Ради нового проекта Грачевский даже приостановил съемки «Ералаша».

- Кто герой картины?

- Главные герои картины – дети, - говорит Грачевский. А название такое, потому что иногда очень хочется залезть на крышу и просто сидеть там, смотреть на мир с высоты. А героиня фильма – девочка, которая поднимается на крышу, чтобы покончить с собой.

- Название, однако, некоторым может показаться несколько двусмысленным. В нашей стране, где так любят боевики, слово «крыша» имеет и другое значение.

- Да нет же! Вот и продюсер мне говорит, может как-то изменить название? Не хочу я менять! Крыша – это высота, романтика!

- У вас в картине снимается Валерий Гаркалин. Недавно он пережил сразу два инфаркта. Не тяжело ему было работать на «Крыше»?

- Отработал отлично, на съемках чувствовал себя неплохо. Он замечательный актер и даже если было ему непросто, сделал так, что никто этого не заметил. Кроме Гаркалина в фильме снимается Маша Шукшина, у нее роль директора школы. Гаркалин играет ее мужа. Еще в фильме играет Ольга Прокофьева.

- Вы сказали, что в фильме главные герои – дети. Это картина для детей?

- Не совсем. Это история трех подруг. Им по двенадцать лет, и они здорово переругались из-за одного мальчика. Фильм о детях, но в нем есть все: любовь, измены, предательство взрослых.

Дина Райдер

Главный "путаник" Борис Грачевский

Борис Грачевский в представлении особо не нуждается: и так все знают, что он - "папа" всенародно любимого детского юмористического киножурнала "Ералаш", вот уже более 30 лет выходящего на экраны. Недавно он добрался и до Израиля. Гастроли были замечательные! И дорогого стоили, потому что на встречу с "Ералашем" пришли "сабрята" - уже израильские дети, которые и по-русски говорят плохо, и "русское" телевидение не смотрят, но веселые истории от Грачевского, несмотря ни на что, понимают и любят. Значит, жизнь в искусстве прожита не зря. Тут, скажем, мнение народа совпало с мнением власти: Борис Юрьевич является действительным членом Российской академии кинематографических искусств, удостоен почетного звания "Заслуженный деятель искусств Российской Федерации", награжден Государственной премией и премией президента Российской Федерации в области литературы и искусства за талантливые произведения для детей. Кроме того, он - обладатель приза "Золотой Овен" и двукратный обладатель "Золотого Остапа".

- Борис Юрьевич, чем для вас является "Ералаш"?
- Это - моя жизнь, смысл моей жизни и результат моей жизни. Это, как ни странно, главное дитя.

- Которое вам так же дорого, как и ваши родные дети?
- Да, абсолютно одинаково. И даже вплоть до того, что. когда родное дитя стало плохо работать в "Ералаше", я его уволил.

- Как говорят у нас в Израиле, "ад кедэй ках" - до такой степени?
- Я просто так отношусь к делу. Ничто не должно мешать. Потому что в истории останется только то, что мы сделали, понимаете? Еще древние говорили: что оставил - то пропало, что отдал - то твое. Поэтому я все отдаю.

- Да, печальная история про "отцов и детей".
- Наоборот, радостная. Я считаю, что… Я вообще терпеть не могу семейных отношений в делах. Ненавижу!

- А вы вообще плохой начальник или хороший?
- Я? Очень хороший! Начальник я хороший.

- Под вашим началом трудится много людей?
- Около 50 человек.

- Среди них в штате есть постоянные авторы? Потому что, на мой взгляд, сюжет - начало и конец всего. Нет сюжета - нет кино.
- Есть авторы "базовые", с которыми мы работаем постоянно, и чудо, что они не иссякают, а пишут и пишут. Это и Сергей Георгиев, замечательный детский писатель, это юморист и режиссер Алексей Щеглов, который семь лет назад пришел и просто спас нас, потому что написал уже много сценариев.

- То есть у вас невозможен творческий простой, потому что нечего снимать?
- Ну, периодически такое надвигается… Я господина Щеглова познакомил с Петросяном - на свою голову. Теперь он пишет в "Кривое зеркало" и, конечно, ощущение нехватки сценариев существует. Но я думаю, что у людей, которые живут в этой потрясающей стране, с чувством юмора уж точно все хорошо. Так что, может быть, кто-то из них еще напишет для нас что-нибудь смешное. Мы будем только рады. И денег дадим.

- А вам нравится израильский "русский" юмор? Находите ли вы здесь новые для себя идеи?
- Нет, поверьте, я совершенно не планировал здесь идеи ловить. У меня мироощущение очень странной страны, как в песне поется: "Хоть похоже на Россию, только все же не Россия".

- Это чем Израиль похож на Россию?
- Знаете, очень странное состояние… Идет еврей. Я встречал в России разных евреев, думаю, что видел все типы. Я знаю, что евреи бывают разные. И он как бы и одет вроде "по-нашему", и я говорю: "Ради бога, извините, я здесь пройду…" А он мне начинает отвечать на иврите. Оказывается, он местный и ни фига не понимает по-русски. А внешне - абсолютно "наш" еврей. Так и хочется ему сказать: "Семен Ефимович, извините…" Все это о чем-то вам говорит? Я объяснил, чем Израиль похож на Россию?

- Но вам удалось пообщаться с "русскими израильтянами"?
- Да! Какие здесь потрясающие старики!.. Я жил в гостинице в Нетании, на берегу моря, и постоянно видел, как они все гуляют, занимаются спортом… Какой-то потрясающий ко мне дед подошел и говорит: "Хотите прокатиться на моем велосипеде?" Я говорю: "Да нет, чего я буду кататься?". А он: "Ну, покатайтесь, у меня хороший велосипед". И он мне рассказывает историю, как у него украли велосипед, потом он купил новый. И теперь "ловит" артистов, всем предлагает покататься, но все отказываются. Он мне сказал, что только Дима Певцов согласился. Такой милый человек… Да и вообще: я хожу здесь, ко мне подходят незнакомые пожилые люди и спрашивают: "Ваш "Мерседес" нашли?" Представляете, они все знают, что у меня уперли "Мерседес"!

- Страховку получили хоть? Потому что я в свое время слышала леденящую душу историю, что в России нет, оказывается, страховок.
- Что за глупости! Все уже давно есть! Вообще вы уже даже не понимаете, насколько изменилась страна и особенно Москва. Это стала абсолютно европейская столица высокого уровня. Не только уровня цен, но и уровня сервиса. Получу я свою страховку, приеду - и получу.

- Про московские цены я тоже хотела вас спросить. Рассказывают, что они заоблачные. Правду говорят?
- Это правда. Уровень ресторанов уже выше на голову французских. И Москва превосходит количеством. И более они разнообразные. Да вот дорого, что поделаешь...

- Вообще вы ощущаете "на своей шкуре", что Москва - один из самых дорогих городов мира?
- Знаете, анекдот есть один, про столичных олигархов. "Я купил себе 600-й "Мерседес", у меня бриллиантовый руль, золотые диски и платиновые бамперы. - А почему ты не ездишь на нем? – Да бензин дорогой…" Это - типичная современная Москва.

- Продолжим ресторанную тему. Вы вообще любите туда ходить? Или предпочитаете еду домашнего приготовления?
- Готовлю я как мужик, живу один, у меня нету сейчас никакой семьи, и поэтому хожу в рестораны по необходимости, то есть ежедневно.

- Стоп, минуточку. Почему нет никакой семьи? Говорили же, что вы давно и счастливо женаты?
- Ну, идет время, и что-то меняется в этой жизни. Мы развелись.

- Вас не тяготит одиночество?
- Во-первых, мне некогда быть одиноким, потому что я занят. У меня огромное количество дел, работы, взаимоотношений, презентаций, концертов, собственных записей на телевидении и так далее. Я живу с бешеной скоростью и делаю очень много дел за день.

- Так что побыть вечером одному в своей квартире тоже иногда хочется?
- Ну, я поздно прихожу и поэтому практически сразу падаю и сплю.

- Давайте вернемся к тому, чем вы занимаетесь, - вы же снимаете настоящее кино, хоть и несерьезные сюжеты "Ералаша" в 3-5 минут от силы. Дороговизна Москвы коснулась вашего кинопроизводства?
- Ну, все сказалось, естественно. Ценник поднялся весь. Сегодня сделать полнометражный фильм даже миллиона долларов не хватает. Если честно, то надо хотя бы миллиона полтора.

- Но подорожание не отразилось на качестве "Ералаша", мы же видим это. Как вам удается сводить концы с концами?
- Да, и "Ералаш" подорожал, и у него уже уровень другой. Он каждый год поднимается на какую-то новую ступеньку - и творческую, и технологическую. Понимаете, он и ярче намного, чем раньше был. Если кто-то внимательно смотрит. Опять же и в драматургии он изощреннее, и в работе. Огромное количество современных технологий задействовано в создании "Ералаша".

- Есть ли в "Ералаше" запретные темы?
- Нету. Запретная тема только одна: это не должно быть не смешно. Категорически требуется - смешно! Вот и все.

- Скажите, легко ли вам находить новых артистов? То есть я знаю, что у вас нет отбоя от желающих сняться, но, тем не менее…
- Нет, это нелегко. Это, так сказать, стабильная работа, которой занимается огромное количество людей. Мы уже какие-то вещи узаконили. Есть уже актерское агентство "Ералаша", там сидят люди, туда приводят детей, и мы их отбираем. Процесс не останавливается ни на минуту.

- Следите ли вы за судьбами своих выросших героев, которые у вас уже не снимаются? Пошел ли кто-либо из них по творческой стезе - стал режиссером, артистом?
- Федор Стуков, например, стал режиссером и снял сейчас пару очень смешных "Ералашей". Помните его? Тома Сойера сыграл. Наташка Ионова теперь поет на эстраде под псевдонимом Глюкоза - она ведь тоже наша, "ералашевская". И одна из солисток "Тату" - тоже.

- У ваших юных артистов случаев заболевания "звездной болезнью" не наблюдается? Вы знаете лечение от такой болезни?
- У меня лечение от славы очень простое. Одна моя команда - и больше ему никто не позвонит никогда. А как я еще могу лечить?

- Пополняется ли звездный состав киножурнала? Кто из знаменитостей у вас снялся в последнее время?
- Ну, вот сразу после новогодних праздников мы начали снимать Филиппа Киркорова в очень смешной истории. И мы давно собирались, и он очень хотел. Будет история с Олей Прокофьевой и Александром Панкратовым-Черным. Они вместе играют в очень смешном сюжете. Ну, и "бугай" наш, самый здоровый, Владимир Турчинский, которого дети очень любят. Александр Лыков сыграет Гоголя - ну очень уж похож. В общем, известные артисты приходят к нам работать.

- При такой интенсивной работе вы и устаете много наверняка. Как снимаете стрессы?
- Работой и только работай.

- То есть вы совсем не умеете отдыхать? Вы считаете, лучший отдых - это перемена занятия?
- Да, я приезжаю на работу, собираю команду, начинаю вертеть, думать, придумывать и так далее. Каждая история, которая выходит на экраны, она несколько раз переделывается, перестраивается. Там очень много работы. Я говорю: если можно сделать лучше, значит, надо идти и делать. И не жалеть ни денег, ничего.

- Сами вы снимались в своем "Ералаше"?
- Да, было - сыграл фотографию преступника на стенде "Их разыскивает милиция", но в таком гриме, что меня родная мама не узнала. А вот год назад в сюжете я сыграл секунды две сумасшедшего профессора. Не видели? Там мальчик приходит в читальный зал и громко говорит: "Значит, так: мне два "биг-мака", большой гамбургер и три порции картошки". Библиотекарь на него руками машет: "Вы что, с ума сошли? Это же библиотека, читальный зал!" Мальчик говорит шепотом: "Ой, извините… Мне два "биг-мака", три гамбургера и одну порцию картошки". Вот там, создавая атмосферу, я сыграл одного безумного профессора, который вычитал там что-то потрясающее...

- Понятно. Вы сами любите читать книги?
- Ну, как бы "любите" - не совсем неправильное слово. Я без этого никогда не жил и за свою жизнь прочел миллион книжек. Огромное количество книг. Сейчас я читаю меньше… Зато сейчас мы выпускаем очень интересный журнал - бумажный. Он тоже называется "Ералаш". Он очень веселый, радостный и замечательный! Мы много чего делаем.

- Я еще слышала, что вы любите собак. Как они поживают?
- Я действительно очень люблю собак. Но все мои собаки остались в "прошлой жизни". А сейчас я один и не могу себе позволить этого. Я много езжу. А кто будет с собакой? Такого делать нельзя.

- Вы все время с детьми. Можете ли вы себя назвать педагогом?
- Господи, я не знаю... Каждый в какой-то степени считает себя педагогом, хочет он этого или не хочет. Если у него есть дети, понимаете, он должен быть педагогом. Наверное, все об этом думают. Наверное, я тоже педагог. У меня такие принципы - я никогда не держу их за детей, я держу их за взрослых. Они всегда это знают и ценят. И как говорят, я поднимаю их до своего роста. Поэтому мое отношение такое: я считаю, что уважать ребенка, как личность, надо, но нельзя давать садиться себе на шею.

- Вообще у вас совершенно уникальный киножурнал – единственный в своем роде. В отличие от многих проектов, он не был заимствован на Западе, он не лицензионный, это чисто ваше ноу-хау. А вы не боитесь, что его украдут у вас?
- А сколько ни пробовали, ни у кого не получается. Потому что форма - это еще не все. Вы знаете, я же перед самым отъездом встретил Сергея Владимировича Михалкова и сказал ему: "Сергей Владимирович! А флаг, который подняли "Фитиль" и "Ералаш", висит и дальше гордо!" Он остановился, смотрел на меня долго и ответил: "Ералаш" лучше "Фитиля". И добавил: "И флаг вам в руки". Мне было очень приятно услышать такое из уст человека, который изобрел форму, изобрел систему, которую по дороге, к сожалению, растеряли. А мы держимся!

- Ну, в таком случае, так держать и дальше! И - творческих успехов!

Очень взрослое кино

Создатель детского юмористического журнала "Ералаш" Борис Грачевский снимает свой первый полнометражный фильм


Магия кино начинается уже в подъезде элитного дома в районе Останкино: пароль "Мы к Грачевскому" растапливает сердце мрачного вида консьержки. Она расплывается в улыбке и даже вызывается проводить до лифта. А вот жильцы соседних с киношной квартир настроены совсем не так дружелюбно. И немудрено: на этаже, где находится "нехорошая" квартира, стоят столики с кофе для снующих повсюду членов съемочной группы, пол устлан кабелями. Одна из жиличек через полуоткрытую дверь требует, чтобы киношники соответствовали дорогой новостройке образцового содержания: не шумели, больше трех не собирались и, самое главное, не приближались к ее двери ближе чем на два шага - privacy.

На самом объекте царит полный "Ералаш", в прямом смысле слова: на съемки первого полнометражного фильма Бориса Грачевского под названием "Крыша" командирован элитный спецназ детского юмористического журнала. До того дошло, что съемки очередных серий самого "Ералаша" пришлось временно прекратить: все на "Крыше".

Сценарий к картине написала Ирина Бурденкова (сериал "Воскресенье в женской бане"). Изначально, по словам Бориса Грачевского, это была детская история. Но основательно его перелопатив, Грачевский в итоге пришел к идее жесткой социальной драмы для взрослых. В центре повествования три разные семьи, одинаково счастливые и несчастливые по-своему: занятые важными делами родители и оставленные без присмотра дети. До такой трагической степени, что три девочки, сцепившись за руки, сигают с этой самой "Крыши" и... летят. Только пока непонятно, вверх или вниз: режиссер, уже почти закончивший работу над картиной (параллельно со съемками идет монтаж), так и не определился с финалом.

Кстати, необходимые для фильма апартаменты - мебель под ампир, вазы под Китай - нашли location-менеджеры. Специально обученные, они прежде всего связываются с риелторами, на примете у которых всегда есть несколько хороших вариантов. "Некоторые собственники квартир делают деньги, предоставляя помещения исключительно под съемки, - рассказала нам художник-постановщик Виктория Сперанская. - Правда, жилища эти везде типовые, как будто один и тот же дизайнер занимался интерьерами всех московских новостроек: стены сплошь белые, не за что взгляду уцепиться, и повсюду хрустальные люстры и зеркала". В данном случае пришлось сделать мини-ремонт: по всему периметру закреплен "бордюр" - полоска обоев, контрастирующих с белой краской стен, а отражающие поверхности - головная боль оператора - заклеены плотной матовой пленкой.

Когда мы пришли, снималась сцена застолья: директриса школы, одержимая работой, и ее спивающийся муж-музыкант (Мария Шукшина и Валерий Гаркалин) принимали запутавшихся в любовных отношениях героев Ольги Прокофьевой ("Моя прекрасная няня") и Артема Артемьева ("Татьянин день"). Идут последние репетиции. Завидев нас, режиссер расплывается в улыбке: "О, вовремя! Будете у меня ВИП-гостей играть?" И тут же, в сторону богато накрытого стола: " Стоп, стоп, стоп! Команды начинать не было. Вы так все еще до съемок слопаете! А бюджет у нас, знаете ли, не резиновый!"

Интересное дело, но киноакадемик, заслуженный деятель искусств РФ Борис Грачевский - дебютант в большом кино. Он начал снимать "Крышу" 16 ноября 2008 года, ровно через сорок лет после того, как устроился работать на киностудию им. М. Горького грузчиком.

- Вы вообще очень "вовремя" кино затеяли, кризис на дворе…

- Кризис-шризис… Это у олигархов кризис. У меня денег как не было, так и нет. Государство выделило какие-то копейки, вот и крутимся. Телеканалы фильмом уже заинтересовались. Говорят, правда: "Кино хорошее, мы тебя вообще уважаем, но денег даже не проси!" Ничего, мне бы актерам заплатить, себе я даже гонорар не начисляю...

- А ведь у вас что ни актер - так медийное лицо.

- Да ладно. Я не "лица" выбирал, а профессионалов, с которыми работать приятно. А из наших девочек только Соня, дочь актрисы Анны Ардовой, в кино уже снималась, в нескольких сериалах. Две другие героини - дебютантки, нигде пока не засветились. Я хоть и занимаюсь детским журналом, искать актрис намучился. Пять тысяч девчонок перепробовал! В итоге нашел в базовой школе при "Ералаше". Анфиска вот несколько раз к нам поступала, а ее не брали, пока я не заметил. Как тебе, Анфиска, в кино-то сниматься? Тяжело?

- Самое тяжелое - взатяг курить, так по сценарию надо, - откровенничает 12?летняя актриса. - Ужас просто, я разок вдохнула - сразу на глаза слезы, тошнит… Кошмар! А в остальном - интересно.

Вопрос "Куда смотрят родители?" повисает в воздухе. Между тем Борис Грачевский спешно ретируется в другую комнату, там назревает небольшой звездный скандал. Мария Шукшина капризничает: ассистенты никак не могут разгладить ей платье. Актриса нервничает, еще немного, и она готова будет репетировать в халате, но наряд наконец-то приведен в порядок. Актеры расселись за столом. "Гаркалин, скройся пока!" - командует Грачевский. "Я вообще-то народный артист, со мной можно и повежливее", - картинно обижается Валерий Гаркалин. "Да мы тут сами все из народа!" - раздается вопль режиссера, успевшего переместиться куда-то в другую комнату. Валерий Борисович послушно кивает, впрочем, не удержавшись: "Хороший режиссер - мертвый режиссер".

- Как вам работается с тираном Грачевским?

- Боря - мой давнишний друг, один из профессиональнейших людей в кинематографе. Он всегда подготовлен, знает, чего хочет от артистов. А то бывают режиссеры, которые на съемочной площадке камеру найти не могут. Тут Оля Прокофьева недавно очень правильно сказала: "Сейчас в кино чудовищный период дилетантизма". На сто процентов с ней согласен. Грачевский предложил мне сделать резкий поворот в сторону от комедии. История моего персонажа в "Крыше" крайне печальна.

По сценарию Гаркалин - профессиональный музыкант, который, если не играет хотя бы один день, попросту гибнет...

- Моя кинокарьера началась с драматических ролей в "Катале", "Белых одеждах" по роману Владимира Дудинцева, так что, можно считать, Боря предложил мне вернуться к истокам, - продолжает актер. - Да и вообще он заслуживает уважения. Хотя бы за то, что работает с детьми и для детей. А то у нас спросом пользуются только криминальная жизнь или нудные, как жвачка, семейные драмы. Вот в Америке на семейных фильмах умеют деньги зарабатывать, а у нас нет. Почему?

Ответа на сакраментальный вопрос не знает и сам Борис Грачевский. Его уже столько раз пытали на эту тему, что он только недовольно морщится и отмахивается: "Ой, все, простите, работать надо. Так, сейчас один еще разок отрепетируем - и снимать". За первой репетицией последует еще одна, а потом еще. Казалось бы, всего пара сцен, но бригада разъедется только ближе к ночи.